В сентябре цены на горючее начали снижаться, но со второй половины месяца опять повысились. Эксперты связывают это с внутренними проблемами в Украине. Несмотря на то что гривня укрепилась, есть другие факторы, которые будут влиять на стоимость бензина, дизельного топлива и автогаза.
Сайт "Сегодня" разбирался, каких цен ждать автовладельцам в октябре.
Цены на горючее остановились
Цены на автомобильное топливо почти не поменялись в сентябре. Хотя до середины месяца они опускались, к концу – вернулись к показателям последних чисел августа.
Эти колебания связаны с внутренней ситуацией в Украине. В июле Кабинет министров ввел специальную пошлину на импорт сжиженного газа и дизтоплива из России. С августа за ввоз дизеля надо платить спецпошлину 3,75%, в октябре она вырастает до 4%. Поэтому трейдеры начали перестраивать поставки. Вместо трубопровода горючее к нам теперь поставляют морем.
Для этого нужна слаженная работа портов и железной дороги. И первые, и вторые работали не гладко, говорит Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Танкеры не получается разгружать быстро, поезда с вагоноцистернами не приезжают вовремя.
"Если бы в середине этого месяца получилось нормально разгружать танкеры и проводить поезда с нефтепродуктами, то цены бы удержались на уровне середины месяца. Но локомотивная тяга и вагоноцистерны подаются с перебоями. Поезда с горючим простаивают неделями на узловых станциях железной дороги. Южный порт сейчас не работает, поскольку не могут растаможить горючее с танкера, который пришел, из-за несоответствия (по заключению таможни) качества топлива, которое он привез. Херсонская нефтеперевалка тоже не работает. Риски прерывания поставок, дефицита привели к росту цен с середины месяца на 10 копеек за литр по дизтопливу и на 15 копеек по сжиженному газу. И это не предел. Если проблемы с растаможкой и железнодорожными поставками сохранятся, в октябре мы будем иметь проблемы".
Как будут себя вести цены в октябре
Гривня укрепилась, но и цены на внешнем рынке выросли примерно на одну и ту же величину,
"По дизелю появились искусственные проблемы. На октябрь мы можем недополучить 120-150 тыс. тонн дизеля. Ожидания на рынке не очень приятные. Но, как мы видим, для потребителя ничего не поменялось, есть тенденция к снижению цен", – замечает Леонид Косянчук, эксперт энергорынка.
По словам эксперта, дефицит на уровне четверти потребления дизтоплива в Украине уже заметен, и связан он со спецпошлиной на импорт российского "дизеля" и сжиженного газа. Железная дорога, как уже отмечалось, не способна обеспечить объемы, которые потребляет Украина.
/ Фото: Depositphotos
"Есть проблемы на таможне. Почему-то блокируется разгрузка судов в портах Черного моря. Таким образом, искусственно блокируется альтернативный путь поставок дизтоплива в Украину. Чем это закончится – скручиванием шлангов на некоторых сетях или подорожанием? На ценообразование сильно влияют спрос и предложение – так реагирует любой рынок", – добавляет Косянчук.
Поставки бензина более диверсифицированы, поэтому с ним не будет рисков, отмечают эксперты. Однако цены на границе растут, и это может привести к его подорожанию.
Похожая ситуация с автогазом. Цена после снижения вернулась на прежний уровень – до 11,60, но с 1 октября увеличилась пошлина на российский сжиженный газ, а это влияет на весь импорт.
"Трейдеры, чтобы сгладить свои расходы, законтрактовали много газа, и октябрь будет профицитным. Этот профицит будет тянуть (цены) вниз. Другой фактор будет влиять на подорожание. Есть прогноз по росту курса доллара, и еще подорожание сжиженного газа в Средиземном море. То есть импортная цена будет расти. Но в ближайших перспективах никаких предпосылок к подорожанию газа нет, как и для падения цен. Уровень, на котором он есть сегодня, – объективный", – говорит Косянчук.
Почему доллар падает, а цены на горючее не меняются?
Трейдер покупает горючее за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро – валюте, которая по Украине не ходит и пересчитывается по курсу Нацбанка. А потом операторы через межбанк пробуют за вырученные от продаж гривни купить евро, чтобы закупить новую партию товара. К тому же ежемесячно на стоимость топлива влияет и акциз, поскольку он начисляется в евро, то есть зависит от стабильности гривни. Когда национальная валюта падает, следующая закупка нефтепродуктов обходится АЗС дороже, из-за чего приходится поднимать цены.
/ Фото: Getty Images
Но на стоимость бензина в Украине влияет не только курс валют. В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. Более половины экспорта топлива приходится на эти три страны. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.
Сейчас наблюдаются две противоположные тенденции. Их нужно учитывать совокупно.
"Стоимость нефтепродуктов выросла существенно. За последний месяц – плюс 4%. Укрепление гривни должно было привести к снижению стоимости горючего, но из-за роста цен на границе (а мы импортируем большинство нефтепродуктов) ценники на стелах остались на уровне, который сформировался в середине сентября. Если бы не внутренние проблемы, цены, может, и снизились бы, чтобы стимулировать спрос. Но проблемы с поставками остаются, и трейдеры их закладывают как риски в цену. Поэтому мы видим медленный рост, который, скорее всего, продолжится в октябре", – говорит директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.