В конце прошлой недели состоялся саммит Евросоюза. О нем много писали в Украине, ведь именно здесь лидеры ЕС обсудили продолжение антироссийских санкций, и по требованию отдельных стран заблокировали новые ограничения против РФ. К тому же, накануне в Берлине прошел первый в 2016 году саммит "нормандской четверки".
И за разговорами о России отошла на второй план не менее важна украинская тема саммита.
В Брюсселе также обсуждали, что делать с последствиями нидерландского референдума об ассоциации.
Премьер Марк Рютте сообщил: шансов на компромисс не осталось, стоит ждать сообщения Гааги о отказе от ратификации .
Что будет с Соглашением об ассоциации в этом случае? Каковы угрозы для Украины?
Будет ли действовать зона свободной торговли Украина-ЕС, которая была введена как временное применение Соглашения об ассоциации? Как долго продлится это временное применение , если Нидерланды откажутся от сделки?
"Европейская правда" подготовила ответы на эти вопросы.
Что происходит в Нидерландах
Здесь приятных новостей, к сожалению, не много.
Да, мы все знаем о референдуме, который состоялся в этой стране еще 6 апреля. Тогда евроскептики получили поддержку избирателей и провели референдум о НЕ ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной.
И референдум этот, как много раз говорилось, был консультативным , а потому юридически у правительства оставалась свобода действий - вплоть до простого завершения ратификации. Кабинет Марка Рютте сначала выбрал тактику затягивания. Это не могло продолжаться всегда: сначала свой парламент, а потом и Евросоюз потребовал от него хоть какой-то определенности.
Одной из "отчетных дат" был конец прошлой недели. Вопрос Украинской ассоциации вынесли на саммит ЕС. Но - безуспешно.
"Принятие решения не было. По сути, был просто доклад Рютте перед другими лидерами", - пересказал ЕП один из дипломатов, известность о ходе встречи на высшем уровне.
Хотя изначально планировалось, что премьер приедет в Брюссель с проектом решения. Были даже подготовлены два варианта заявления саммита ЕС, которые открыли бы Гааге путь к завершению ратификации.
Премьер-министр Нидерландов сам отверг все варианты. По сути, закрыв путь к ратификации.
"Он рассказал о настроении в своем парламенте. А настроения такие, что ни одна из его 2-3 предложений не будет поддержана парламентом страны. Рютте рассказал, что встречался с оппозицией, и раскритиковала его идеи, ничего не предложив взамен", - рассказал один из собеседников.
В парламенте Нидерландов поставлен крайний срок для решения Украинского вопроса - 1 ноября, и можно быть уверенным, что к тому времени не будет найдено решение, которое бы удовлетворило парламент.
Накануне выборов, которые состоятся в стране за полгода, голландских политиков охватил популизм.
Премьер не имеет поддержки даже своей фракции, где около половины депутатов склоняются к нератификации соглашения с Украиной.
- По-прежнему есть несколько вариантов развития события; по самому оптимистичному, премьер и дальше будет тянуть время, оставив соглашение "подвешенным" как минимум до смены власти (то есть до лета следующего года). По самым пессимистичным - парламент тем или иным путем примет решение об отмене ратификации , отзыв у правительства ратификационных грамот и официально сообщит Брюсселю, что соглашение с Украиной не может быть заключено.
Причем сам Рютте настаивает, что он ищет пути мирного "разрешения кризиса". На закрытой части саммита он повторил свою любимую фразу о том, что его страна не будет покупать "свинью в мешке", отменяя ассоциации.
В Украине, конечно, не оставляют надежд, что он решит оставить след в истории и передаст грамоты в Брюссель несмотря на требования депутатов, но это - фантастика. Ненаучная.
Поэтому есть смысл разобраться с реальными последствиями. Особенно - в случае, если события пойдут худшим путем.
Что будет со свободной торговлей
Соглашение об ассоциации - документ, который работает по очень необычными для Украины правилам. Чтобы объяснить ситуацию, которая есть сейчас, придется привести несколько абзацев юридических выкладок.
Наше соглашение с Евросоюзом не является действующим , то есть юридически оно еще не было заключено. Несмотря на это, большая часть статей соглашения юридически применяется . Для ЕС такая процедура является стандартной и действует со многими международными соглашениями - Брюссель может, не дожидаясь решений национальных парламентов, запустить так называемое временное применение международных соглашений.
Эта процедура прописана в базовом документе ЕС - Договоре о функционировании Евросоюза, ст.218 (5). В той же статье отдельно указано, как данная процедура должна работать для соглашений об ассоциации.
Но самое главное - то, что по указанной процедуре, Нидерланды уже согласились на запуск временного применения Соглашения об ассоциации, и это юридически зафиксировано.
Решение о временном применении было проголосовано Советом ЕС подписано и опубликовано еще в сентябре 2014 года. Для его одобрения нужен консенсус - а значит, правительство Нидерландов поставило под ним свою подпись.
В последнее время в украинских СМИ звучит мнение, что окончательный срыв ратификации в Нидерландах будет означать также остановку временного применения . Этот дискурс начался с статьи в "Зеркале недели", впоследствии его поддержали другие СМИ и эксперты.
Но является ли эта опасность реальной?
Может Гаага отозвать свой голос в поддержку данного решения? И возможно, что ЗСТ автоматически остановится после остановки ратификации?
К счастью, на оба вопроса ответ - "нет".
Лиссабонский договор, то есть базовое соглашение о принципах функционирования ЕС не дает странам-членам права отозвать свой голос под решением, которое уже одобрено и опубликовано. Такой процедуры просто не существует. Даже если правительство изменило свое мнение - поздно, решение уже действует.
И пусть вас не вводит в заблуждение термин "временное применение" . В законодательстве ЕС нет никаких ограничений этого "временного" периода.
Он может действовать вечно - пока соглашение не ратифицируют, или пока решение о "временном применении" не будет отменено.
Конечно, отменить соглашение возможно - в этом случае действие зоны свободной торговли между Украиной и ЕС также прервется. Но, подчеркнем, это решение не автоматическое.
Лиссабоном предусмотрена отдельная процедура для просмотра временного применения , она описана в ст. 218 (9) договора: "Совет ЕС по предложению Еврокомиссии или Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности принимает решение, что приостанавливает применение соглашения ..."
Итак, для остановки ЗСТ с Украиной необходимы:
- Предложение ЕК и / или внешнеполитической служи ЕС;
- Решение Совета ЕС.
Есть некоторая неопределенность относительно того, нужен ли консенсус отмены ЗСТ с Украиной, поскольку ст.218 предусматривает разночтения по этому поводу. По мнению автора, единодушие здесь не является необходимым, для отмены соглашения с Украиной достаточно квалифицированного большинства. То есть эту идею должны поддержать 55% стран-членов ЕС, в которых проживают 65% населения. Это само по себе является хорошим предохранителем - достаточно, чтобы государства-друзья Украины с восточной и северной Европы проголосовали против, либо воздержались - и голосов на отмену ЗСТ не хватит.
И еще надежнее предохранитель - то, что для запуска процедуры необходима инициатива Еврокомиссии или внешнеполитической службы .
То есть одного только желания правительств - даже если в нескольких европейских столицах к власти придут популисты - не будет достаточно.
При нынешнем составе Еврокомиссии вероятность того, что она инициирует разрыв с Украиной - близка к нулю.
И самое главное: референдум в Нидерландах никоим образом не влияет на этот процесс.
Что будет дальше?
Итак, соглашение об ассоциации - по крайней мере, ее торговая часть - будет работать и в дальнейшем.
Не зря еще в апреле, сразу после референдума, звучала мысль о том, что хоть на референдуме проиграла Украине, его последствия ударят прежде всего по самому Евросоюзу.
Сейчас именно Брюссель прежде всего обеспокоен той неопределенностью, которую создали Нидерланды. По сути, этот референдум запустил цепную реакцию - после этого страны-члены одна за другой инициируют остановку других международных соглашений. Сначала Франция выступила против трансатлантического партнерства (TTIP), то есть соглашения о ЗСТ между ЕС и США. Переговоры о TTIP официально заморожены.
А уже на прошлой неделе та же участь постигла соглашение с Канадой - как известно, подписание этого документа заблокировано из-за протестов бельгийского региона, Валлонии. Причем в случае сделок с США и Канадой дело дошло до временного исполнения - сделки остановились на более ранних стадиях.
Украине повезло, что мы прошли точку невозврата и наше соглашение, по сути, защищено от отмены. По крайней мере, в части ЗСТ.
Конечно, это не значит, что Украина может отдыхать и не обращать внимание на то, что наша Соглашение об ассоциации - в "подвешенном" состоянии.
Киев также заинтересован завершить ратификацию. Поэтому мы также участвуем в переговорах, а на днях министр Климкин должен полететь для этого в Гаагу. Сейчас наша заинтересованность - преимущественно политическая. И кроме того, никто не не может наверняка сказать, каким будет следующий состав Еврокомиссии. Не стоит исключать, что он окажется менее благосклонным к Украине, а следовательно, выйти из "подвешенного" состояния лучше нынешнего состава ЕК.
В конце концов, нынешняя ситуация точно не радует правительство Нидерландов, через замороженную украинское соглашение постоянно вынужден оправдываться перед Брюсселем.
Итак, все без исключения стороны заинтересованы завершить ратификацию соглашения об ассоциации. Одна проблема - пока никто не знает, как этого достичь.