На этой неделе в уже сложившихся маршрутах пересечения линии соприкосновения произошли значительные изменения - 3 февраля был закрыт КПВВ «Зайцево».
В последнее время это был самый популярный маршрут следования с оккупированной территории на контролируемую украинской властью часть Донецкой области. Пользовались им жители не только Донецкой, но и Луганской области, где работает лишь пеший пункт пропуска, проехать который на автомобиле не представляется возможным.
Закрыли временно, уже третий день КПВВ «Зайцево» не функционирует.
На такие меры Донецкая областная военно-гражданская администрация вместе со штабом АТО пошли вынужденно – из-за участившихся обстрелов прилегающей территории со стороны боевиков «ДНР».
Почему закрыли КПВВ «Зайцево»
Обстрелы позиций украинских военных, отмечает заместитель командующего штабом АТО Тарас Дзюба, активизировались в начале 2016 года. Причем противник использует запрещенные Минскими соглашениями минометы 120 и 82 мм калибра. За последние дни снаряды стали прилетать неподалеку от блокпостов в Майорском и Зайцево.
Украинская сторона обратилась к ОБСЕ в надежде, что международные наблюдатели мониторинговой миссии смогут повлиять на боевиков и обстрелы прекратятся. Реакции не последовало. Точно так же были «проигнорированы» несколько предупреждений о возможном закрытии КПВВ, если ситуация не уладится. И снова безрезультатно. 1 февраля принимается решение о временном закрытии КПВВ «Зайцево». Определена дата закрытия – с 3 февраля и до стабилизации ситуации. За эти два дня, от принятия решения до его непосредственного исполнения, со стороны боевиков не было предпринято никаких попыток утихомириться, а обстрелы, наоборот, увеличились. Например, в ночь со 2 на 3 февраля было зафиксировано 37 обстрелов.
Закрытие КПВВ «Зайцево» также было обусловлено необходимостью действовать на упреждение. Украинские военные располагали информацией о возможно готовящемся обстреле КПВВ в момент массового скопления мирных граждан там. Чтобы не повторить прошлогодней трагедии с автобусом под Волновахой, когда погибло 12 и было ранено 18 пассажиров, пошли на радикальные меры – приостановили работу КПВВ «Зайцево», закрыв тем самым для проезда коридор «Горловка-Артемовск».
Открыть обещают, как только прекратятся обстрелы и это подтвердится хотя бы пару днями тишины и спокойствия. Все зависит от позиции боевиков, «решение» об открытии КПВВ будет исходить от той стороны, пояснил Тарас Дзюба.
Советник министра информационной политики Александр Бригинец считает, что любой из четырех КПВВ надо закрывать после первого же обстрела в радиусе одного километра от блокпоста. Прилетел снаряд – закрыли на три дня, следующий обстрел – и снова на три дня закрыли. Так люди, отмечает Бригинец, станут понимать, почему закрывают КПВВ и не будет негодования с их стороны.
В объезд за сотню километров
Те люди, которые приезжали на украинскую территорию Донецкой области через КПВВ «Зацево» в Артемовск (и наоборот) теперь вынуждены ехать по кураховскому направлению через КПВВ «Марьинка». Естественно, нагрузка на это КПВВ значительно вырастает. В Краматорском отряде пограничной службы заверили, что работа этого пункта пропуска была усилена дополнительными сменами, проверяющими парами, чтобы справиться с прогнозируемым ростом пассажиропотока. На КПВВ «Зайцево» тоже остались пограничники и военные. Одни обеспечивают безопасность и охрану, другие проверяют документы у местных жителей «серой зоны» - ближайших поселков на линии разграничения. Только им дозволено пользоваться этим коридором по предъявлению паспорта с пропиской.
Что происходило за один день до закрытия КПВВ «Зайцево»? большинство людей, узнав о готовящемся закрытии коридора, постарались выехать-въехать, чтобы не застрять надолго по ту или иную сторону конфликта. Согласно данным погранслужбы, за 2 февраля линию разграничения через КПВВ «Зайцево» пересекли 6450 граждан и и 1270 транспортных средств. За день до этого, 1 февраля эти цифры были меньше - 4507 граждан и 1020 транспортных средств.
Что получается в «Марьинке»? За 2 февраля через это КПВВ прошли 3980 граждан и 1160 транспортных средств. В первый день закрытия КПВВ «Зайцево», т.е. 3 февраля, через КПВВ «Марьинка» пересекли линию разграничения 5475 граждан и 1300 автомобилей.
Очереди, естественно, значительно выросли. Теперь людям, которым надо попасть, скажем, из Константиновки в Горловку (в мирное довоенное время дорога занимала менее часа), придется ехать в сторону Курахово через Красноармейск. Затем, пройдя КПВВ «Марьинка», ехать до Донецка, через весь Донецк и только потом попадешь в Горловку. Только от Константиновки до Марьинки путь составляет порядка 130 км.
В последнее время был удобный рейс «Краматорск – КПВВ «Зайцево», который кстати, следовал до нулевого блокпоста в Майорске. Билет на этот автобус можно было купить заранее в кассе автовокзала в Краматорске или по прибытию в Константиновке и Артемовске. Билет до КПВВ «Зайцево» из Краматорска стоил 66 грн – эту сумму пассажиры платили в кассе. Еще 30 грн доплачивали в самом автобусе, чтобы от КПВВ «Зайцево» без пересадок доехать до блокпоста «Майорск». Выехав пораньше, уже к девяти этот автобус приезжал по месту назначения. 3 февраля этот автобус отменили. Убрали даже объявления о графике движения автобуса. В кассе говорят, что рейс возобновят, как только откроется КПВВ.
Частные извозчики продолжают свой бизнес, поэтому попасть на оккупированную территорию или выехать оттуда можно, только получается дорого. Из Краматорска на восьмиместном автобусе согласны везти в Горловку, Енакиево, Дебальцево. За проезд с одного пассажира просят 450 грн, учитывая крюк, который приходится делать из-за закрытого КПВВ «Зайцево».
Если закроют еще и КПВВ «Марьинка» (а этот вопрос также обсуждается из-за непрекращающихся обстрелов на том направлении), путь станет еще длиннее и дороже.
Гуманитарные миссии озабочены закрытым пунктом пропуска
Свою озабоченность по поводу закрытия КПВВ «Зайцево» в первый же день высказали гуманитарные организации, которые работают в Украине.
В представительстве ООН отмечают, что обеспокоены ситуацией, в которой оказались тысячи мирных жителей, которые ежедневно сталкиваются с трудностями в пересечении линии соприкосновения. Это граждане Украины, в основном пожилого возраста и представители незащищенных слоев населения, котроые вынуждены часами стоять в очереди на холоде, чтобы получить доступ к медикаментам и продуктам питания, снять пенсию или повидаться с родственниками.
Даже временное закрытие одного или нескольких КПВВ имеет серьезные последствия для этих людей. Закрытие контрольно-пропускных пунктов, подчеркивает Нил Вокер, координатор ООН по гуманитарным вопросам в Украине, имеет непосредственное влияние на жизнь людей, увеличивая трудности и гуманитарные потребности. В случае обострения конфликта мирные жители могут оказаться в опасных районах, оставшись один на один с насилием, риском взрыва мин и боеприпасов. Мы призываем не закрывать контрольно-пропускные пункты, призвал Нил Вокер.
Международное гуманитарное право предусматривает, в случае закрытия одного транспортного коридора изучить все альтернативные возможности и открыть новые безопасные коридоры для свободного перемещения людей особенно там, где ведутся активные боевые действия.
«Мы призываем все стороны прекратить огонь, придерживаться норм международного гуманитарного права и обеспечить защиту гражданского населения от опасностей, которые возникают в результате военных операций. Свобода передвижения мирных граждан чрезвычайно важна, как и доступ всех гуманитарных работников к людям, которые нуждаются в их помощи», - подчеркивает Барбара Манзи, руководитель управления ООН по координации гуманитарных дел в Украине.