• Головна
  • Александр ОЛЕЙНИК: И все-таки он памятник
Блог
10:54, 20 лютого 2015 р.

Александр ОЛЕЙНИК: И все-таки он памятник

Блог

Секретарь Краматорского городского совета Екатерина Воробьева обратилась к краматорчанам с предложением высказать свое отношение к возможному перемещению с центральной площади города памятника В.И. Ленину. Как вариант, предлагается переместить памятник в парк им. Ленина. Все бы ничего и инициатива обсудить судьбу памятника с краматорчанами может вызывать только положительные эмоции, если бы только не одно «но» – в обращении Екатерины Воробьевой к краматорчанам изначально заложены заведомо не достоверные сведения.

В частности, в обращении есть такой абзац: «Памятник Ленину был изготовлен специалистами НКМЗ и установлен на площади в 1970 году. В настоящее время он не внесен в государственный реестр памятников, охраняемых государством. Поскольку городской совет будет самостоятельно решать его дальнейшую судьбу, все расходы, связанные с демонтажем памятника и постамента, благоустройством площади, установкой памятника на новом месте понесет местный бюджет».

Давайте рассмотрим его поэлементно. Да, действительно, «памятник Ленину был изготовлен специалистами НКМЗ и установлен на площади в 1970 году», и наша газета об этом подробно писала в своем августовском номере. Дело в том, что весь «старый» центр Краматорска был построен силами СМУ НКМЗ, и часто на средства завода. Но дело даже не в этом, а в том, что памятник хоть и отливался на НКМЗ, но только потому, что не нашлось в Украине другого подрядчика, который на тот момент мог бы с необходимым качеством и за такие деньги справиться с поставленной партией и Советом Министров УССР задачей.

Далее секретарь городского совета утверждает, что «в настоящее время он не внесен в государственный реестр памятников, охраняемых государством». На самом деле это не так. Памятник Ленину был сооружен в соответствии с постановлением ЦК КП Украины и Совета Министров УССР от 28 февраля 1968 года №117 «О сооружении памятников Украинской ССР в 1968-1970 годах» и постановлением Совета Министров УССР от 12 января 1970 г. №12 «Об утверждении проекта памятника В.И. Ленину в Краматорске, Донецкой области».

Проектирование памятника вело Министерство культуры УССР. Рабочая модель памятника и гипсовая модель в размере сооружения были утверждены художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре Министерства культуры УССР и Секцией планирования застройки городов Технического совета Госстроя УССР.

Краматорский памятник Ленину, это авторская, а не тиражированная скульптура – она изготовлена в единственном экземпляре по авторскому проекту скульптора В.М. Костина, архитекторов П.И. Вигдергауза и Н.К. Яковлева. Техническую документацию на сооружение памятника изготовил Донецкий филиал института «Гипроград».

В соответствии с решением исполкома Донецкого областного совета народных депутатов от 13.10.1971 г. №481 памятник был взят на государственный учет, как памятник монументального искусства местного значения, поэтому подлежит охране со стороны государства. В 2003 году в Украине был утвержден новый Перечень памятников искусства, подлежащих охране государством. Памятник Ленину вошел и в этот Перечень, получив охранный № 01-26/537.

Весной 2013 года на центральном уровне было принято решение сформировать новый Реестр подлежащих охране государства памятников. Местным органам охраны культурного наследия было поручено в течение трех лет подготовить необходимую документацию и пройти процедуру по включению либо не включению в данный Реестр имеющихся у них под охраной памятников.

Отдел культуры и туризма Краматорского городского совета, являющий органом охраны культурного наследия в Краматорске, еще в декабре 2013 года подготовил все необходимые документы для внесения всех 57 краматорских памятников в новый Реестр. Последующим шагом должно было стать рассмотрение документов в научно-методическом совете при Донецкой областной государственной администрации. Но наступил 2014 год, структуры областного управления были разрушены и подготовленные документы так и остались в отделе.

По итогам рассмотрения в Донецке, документация должна была рассматриваться в Киеве в таком же совете. Только после выводов этого совета памятник может быть либо включен в новый Реестр, либо исключен из Перечня охраняемого государством культурного наследия. До тех пор пока не будет такого решения, памятник Ленину остается в Перечне и на него распространяются все положения Закона Украины «Об охране культурного наследия».

Здесь мы переходим к следующему спорному утверждению Екатерины Воробьевой – «поскольку городской совет будет самостоятельно решать его дальнейшую судьбу…». Это не совсем так.

Согласно статьи 22 Закона Украины «Об охране культурного наследия», «… памятники, их части, связанное с ними движимое и не движимое имущество запрещается сносить, изменять, заменять, перемещать (переносить) на другие места. Перемещение (перенос) памятника на другое место допускается, как исключение в случаях, когда невозможно сохранить памятник на месте, при условии проведения комплекса научных исследований с исследованием и фиксацией памятника».

Согласно пункта 9 статьи 5 Закона Украины «Об охране культурного наследия», полномочия о предоставлении разрешения на перемещение памятников местного значения возложены на Министерство культуры Украины.

Для получения такого разрешения необходимо подготовить пакет документов: ходатайство о получении разрешения на выполнение необходимых работ; решение городского совета о необходимости проведения данных работ; акт технического состояния памятника комиссии исполкома и строительной организации; предложения по переносу памятника и выкопировка из генерального плана города с согласованием органов архитектурного надзора; архитектурно-градостроительное обоснование; разработанное и согласованное соответствующим органом градостроительства и архитектуры; если памятник является авторским проектом, то также необходимо получить согласие автора.

Как видите, перечень документов, необходимых для перемещения памятника на другое место или для проведения любых других связанных с ним работ, весьма обширен. Более того, памятник Ленину до сих пор внесен в Перечень охраняемых государством памятников, имеет соответствующий охранный номер, и любые действия с ним будут прямым нарушением Закона Украины. Нарушение законов Украины, как известно, влечет за собой уголовную и другие виды ответственности.

Так же не понятно, кто будет оплачивать далеко не дешевые работы, связанные с перемещением памятника Ленину на другое место – неужели в бюджете Краматорска так много денег, а других проблем в городе совсем не осталось, что бы так бездумно тратить скудные бюджетные средства на борьбу с памятниками?

А теперь самое интересное. Все, наверное, помнят события 8 августа, когда вокруг памятника Ленину были непонятные движения с автомобильными кранами, АГП, флагами и прочими аксессуарами политической борьбы. Тогда была произведена пробная имитация сноса памятника. В качестве обоснования сноса (перемещения памятника на ремонт в УРСАС) официальные лица исполкома издали показывали некий документ и говорили, что это акт об аварийном состоянии памятника, говорили, что в основании памятника есть опасная трещина и его надо срочно снять на ремонт.

Опять же, есть одно «но» - в распоряжении редакции есть копия Акта обследования технического состояния памятника истории местного значения (памятника Ленину) от 22 декабря 2014 г. Опуская подробности, перейдем сразу к выводам комиссии, а в них записано: «Памятник находится в удовлетворительном состоянии, необходимо перекрасить скульптуру» - выводы делайте сами.

Остаточная стоимость памятника, по состоянию на 2003 год составляла 430766 грн. Он представляет собой бронзовую фигуру высотой 6,4 м, окрашенную в черный цвет. Его постамент, это железобетонный монолит, облицованный полированными гранитными блоками Головинского месторождения Черняховского района Житомирской области. Из этого же гранита выполнена облицовка парапета и, обработанные под бучерду, ступени. Но главное в этой истории совсем не это.

Многие, наверное, помнят, как пару лет назад в исполкоме городского совета был презентован проект строительства в сквере Профсоюзов развлекательного центра. Я до сих пор не могу поверить в реальность этого наглого проекта, но, тем не менее, он уже был презентован общественности.

Теперь давайте поглядим на центр города с точки зрения возможности приватизации земельных участков и строительства на них подобных «развлекательных центров».

У каждого памятника есть охранная зона, в которой категорически нельзя производить никаких изменений. Схема охранной зоны и ее привязка на местности является частью Паспорта памятника и внесена в генеральный план города. Генеральный план города вот уже более десяти лет исполком скрывает от общественности, под предлогом его перманентной многолетней разработки подрядной организацией, а вот копия полной версии Паспорта памятника Ленину в редакции имеется.

Охранная зона памятника Ленину установлена в размерах 180х80 м. Охранная зона с северо-запада ограничена площадью Ленина (ограниченная бордюром кромка асфальта перед памятником), с юго-востока она ограничена зданием ДК и Т НКМЗ, с северо-востока и юго-запада зона ограничена внутриквартальными дорогами жилой застройки.

Стоит памятник в самом центре города, как гвоздь в лавке в бане, и мешает статусом своей охранной зоны нехорошим людям проводить манипуляции с этим участком городской земли. Вот его и хотят «перенести в другое место», а политика и советское наследие здесь совсем ни при чем. Да и средства на реконструкцию «площади» и парка Ленина вроде бы распланированы уже.

Жаль только простых людей, которые по незнанию и науськиванию других Закон нарушат и будут вынуждены впоследствии за это отвечать – такие неоднозначные события всегда подробно документируются.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Краматорск #блог #Олейник #Ленин #памятник
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...